Чем ERP отличается от CRM-системы?

Автоматизация предприятия — важная проблема, стоящая перед руководством желающее развивать свою компанию. Поэтому, почти каждый бизнесмен рано или поздно сталкивается с необходимостью внедрить решение для контроля и учета всех процессов. Основная проблема возникает при выборе программного решения, которое идеально подойдет под модель бизнеса предпринимателя. Данная статья поможет определиться между двумя популярными системами ЕРП и СРМ.

CRM и ERP - терминология

Термин ERP расшифровывается как Enterprise Resource Planning, то есть «планирование ресурсов предприятия». Программа решение синхронизирует деятельность всех подразделений, хранит, обрабатывает и ведет единую базу данных компании, а также: заказы и продажи, производственные мощности, склад, логистику, бухгалтерию, отдел рекламы и многое другое. ЕРП создает единое пространство и замыкает всех сотрудников компании в единое информационное поле. Данные вносятся в сервис единожды, и становятся доступны для всех согласно уровню доступа. Основная задача ERP в том, чтобы автоматизировать все бизнес-процессы предприятия, сократив издержки ручной работы и потери трудозатрат.

В отличие от ERP, CRM система более узконаправленная. Аббревиатура расшифровывается как Customer Relationship Management, или «управление отношениями с клиентами». Решение помогает хранить и систематизировать данные о клиентах, заявках и сделках. Информация собрана в удобных карточках: имена, контакты, покупки, договоры, счета и платежи. Здесь же в хронологическом порядке хранится вся история работы с заказчиком, письма и записи звонков. Кроме того, система автоматизирует процессы и помогает менеджеру на каждом этапе продажи: напоминает позвонить клиенту, формирует документы по шаблону, выставляет счета, создает аналитические отчеты, отправляет sms, ставит задачи и контролирует их выполнение.

Цель CRM-системы — выстроить диалог с клиентом таким образом, чтобы продавать ему чаще, больше и быстрее. Основная же задача ERP — держать ресурсы предприятия под контролем и превратить отдельные части компании в единый механизм.

Когда лучше выбрать CRM, а когда ERP?

Теперь, когда мы разобрались, что это — ERP и CRM-системы, пора определиться, какую программу выбрать. Для этого задайте себе вопрос: какие задачи стоят перед компанией?

Вам нужна CRM, если главное место в офисе — это отдел продаж, и именно его вы хотите «прокачать»: повысить эффективность, автоматизировать и систематизировать процессы. CRM нужна, если ваша работа с клиентами основана на звонках, письмах и встречах, и вы каждый день думаете, как найти новых заказчиков и превратить их в постоянных клиентов.

В Украине CRM чаще всего внедряют в торгово-оптовой сфере, а также в индустрии услуг и гостеприимства. Одним словом, везде, где важно завоевать лояльность клиента и выстроить с ним длительные отношения.

Если же вам нужно отладить работу всей компании, а не только отдела продаж, то это задача для ERP. Такое решение необходимо, если во главе ваших интересов находятся производственные цеха и склад. При этом отдел погрузки и логистики должен работать как часы, а вы вынуждены постоянно решать, что и когда нужно произвести, на каких условиях отгрузить заказчику, какое сырье требуется закупить и какие ресурсы на это понадобятся.

В Украине ERP программа наиболее востребована в торговле, машиностроении, строительстве, а также пищевой и химической промышленности.

CRM и ERP как единое программное решение

Если рассматривать CRM и ERP — как не конкурирующие продукты, а схожие продукты на одном рынке автоматизации, то возникает вопрос совместного использования таких программ.

Следует понимать, что ERP-система помогает контролировать не только производство, логистику, но и весь процесс сбыта и коммуникации, а значит, включает и охватывает в себе и CRM систему. Поэтому, CRM и ERP существуют сегодня как единое программное решение внутри системы ЕРП. CRM в таком случае является одним из модулей в ERP-программе наряду с «Бухгалтерией», «Логистикой» и другими. Плюс такого решения в том, что не нужно заниматься интеграцией сторонних продуктов и постоянно вносить корректировки из-за обновлений программ. Однако, это решение подойдет только крупным предприятиям.

Если же Вам необходимо настроить интеграцию между двумя продуктами от разных разработчиков, Вам необходима помощь опытного программиста в доработке стыковки этих решений.

На крупных производствах, где главная задача — создать качественный продукт и соблюсти все нюансы сложного технологического процесса, обычно внедряют ERP. А для того, чтобы систематизировать данные о сделках и улучшить контроль за отделом продаж, настраивается интеграция ERP со сторонней CRM-системой через API. При внесении данных в одно приложение они автоматически появятся в другом.

Важно, чтобы CRM-система обладала гибкими настройками: например, чтобы можно было создавать свои поля для внесения данных в разных форматах. А также широким API, позволяющим брать именно те данные, которые нужны, и передавать их туда, куда нужно. Правда, при взаимодействии отдельных продуктов всегда остается риск, что что-то пойдет не так. В этом случае не обойтись без опытного системного администратора.

Выводы

Таким образом, CRM и ERP-системы являются отличными программными продуктами для разных целевых аудиторий. CRM идеально подойдет для небольших компаний от одного до пятидесяти человек в сфере торговли и услуг, которые имеют несколько торговых объектов, и активно развивают отдел продаж.

ERP подходит для более крупных и устоявшихся предприятий, где работают сотни, а иногда и тысячи сотрудников. В таком решении CRM будет лишь маленькой частью в сложной информационной системе.

Оба решения предназначены для автоматизации бизнес-процессов, CRM специализируется на отношениях между компанией и клиентами, а ERP — для управления процессами на крупных предприятиях. Если же вам необходимы возможности обеих программ, то следует выбрать ERP систему.

Таким образом, ERP и CRM-системы — это не конкурирующие продукты, а два продукта на едином рынке, но для разных покупателей. Мы рекомендуем ERP-систему, как залог производства качественной и конкурентоспособной продукции, а CRM - как инструмент обеспечения сбыта этой продукции и формирования устойчивого положения компании на рынке.

Чем ERP отличается от CRM-системы?
5 (100%) 1 vote